- ЦЕНТРЫ ПРОФПАТОЛОГИИ
-
ЦЕНТРЫ ПРОФПАТОЛОГИИ. В целях ускорения формирования профпатологической службы в системе здравоохранения в 1994 г. наряду с введением в номенклатуру должности и специальности врача-профпатолога была создана нормативно-правовая база для формирования сети Ц. п. Созданы 7 НИИ медицины труда и профзаболеваний, более 80 Ц. п. в субъектах РФ и Центр профпатологии Минздрава России (на базе НИИ МТ РАМН). В номенклатуру учреждений здравоохранения Ц. п. включены приказом Минздрава России в 2001 г.
Ц. п. организуются органами управления здравоохранением субъектов РФ или муниципальных образований как структурно-функциональные подразделения многопрофильных лечебно-профилактических учреждений либо как самостоятельные медицинские учреждения, имеющее лицензию на соответствующие работы и услуги.
Работа Ц. п. осуществляется в тесной связи с лечебно-профилактическими, образовательными и научными учреждениями системы здравоохранения, органами медицинского и социального страхования РФ, государственной службой медико-социальной экспертизы, отраслевыми ведомствами и самостоятельно хозяйствующими субъектами, общественными и иными организациями по вопросам охраны здоровья работников и медико-социального обеспечения пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Финансирование деятельности Ц. п. и их подразделений осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, обязательного медицинского и социального страхования и иных источников, не запрещенных законом.
Основные задачи Ц. п.:
координация и осуществление совместной деятельности с органами и учреждениями здравоохранения и госсанэпиднадзора, медицинского и социального страхования, государственной службы медико-социальной экспертизы, самостоятельно хозяйствующими субъектами, иными государственными и общественными организациями по усилению медико-социальной защиты работников и осуществлению системных мер по медико-социальной реабилитации больных профессиональными заболеваниями и инвалидов по этой причине;
организационно-методическое руководство, оказание практической помощи и контроль за деятельностью учреждений и специалистов общей лечебной сети административной территории по профилактике общих и профессиональных заболеваний, экспертизе профессиональной пригодности, организации и качеству медицинского обеспечения работников и пострадавших от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
оказание консультативной медицинской помощи работникам и пострадавшим, включая проведение углубленных периодических медицинских осмотров лиц, работающих в течение длительного времени во вредных и опасных условиях труда, обследование больных профессиональными заболеваниями и инвалидов по этой причине перед очередным переосвидетельствованием в государственных органах медико-социальной экспертизы, осуществление экспертизы связи заболевания с профессией;
участие в разработке рекомендаций и проведении медицинской реабилитации больных и инвалидов;
формирование и ведение регистра больных профессиональными заболеваниями и инвалидов, мониторинга общей и профессиональной заболеваемости и инвалидности, преждевременной смертности лиц трудоспособного возраста;
участие в организации повышения квалификации медицинских и немедицинских специалистов по вопросам охраны здоровья работников.
Структура Ц. п. определяется в зависимости от структуры производств с вредными и опасными факторами труда и регистрируемой профессиональной патологии, преобладающих на административной территории. Для обеспечения полномасштабной деятельности по выполнению поставленных задач Ц. п. должны иметь следующие подразделения:
стационар, мощность и профиль которого зависит от потребности и структуры профессиональной заболеваемости (но не менее 30 коек);
консультативную поликлинику или консультативные профпатологические приемы по терапии, пульмонологии, неврологии, дерматологии, аллергологии, отоларингологии, офтальмологии, хирургии, травматологии и иным специальностям с учетом потребности;
организационно-методический отдел.
У Ц. п. должна быть возможность использования всего необходимого спектра лабораторных и инструментальных исследований в соответствии с установленными регламентами либо в виде собственной лабораторно-диагностической базы, либо с учетом использования имеющихся возможностей лечебно-профилактического учреждения, чьим структурным подразделением он является, либо путем заключения соответствующих договоров с иными учреждениями здравоохранения.
Ц. п. имеют право:
осуществлять контроль в пределах компетенции за работой учреждений и специалистов общей лечебной сети по медицинскому обеспечению работающих (в установленном порядке);
получать необходимую информацию и привлекать специалистов научно-исследовательских, образовательных медицинских учреждений для решения вопросов по направлению деятельности;
представлять интересы здравоохранения и работников в государственных, в т. ч. судебно-следственных, негосударственных, общественных и иных организациях в установленном законом порядке.
Ц. п. несут административную и юридическую ответственность за обоснованность и правомерность выданных заключений по экспертизе профпригодности и экспертизе связи заболевания с профессией, выполнение установленных требований по расследованию и учету профессиональных заболеваний, хранение архива копий медицинской документации и протоколов заседаний по утверждению экспертных заключений.
Координирующим и консультативно-методическим органом по проблеме медицинского обеспечения работающих является Центр профпатологии Минздрава России, организованный на базе НИИ МТ РАМН. Центр профпатологии Минздрава России участвует в разработке законодательной и нормативной правовой базы охраны здоровья и медико-социальной реабилитации работников и пострадавших; планирует и координирует научные исследования по проблемам профессиональной, производственно обусловленной и экологически зависимой заболеваемости населения; оказывает организационно-методическую и консультативно-экспертную помощь учреждениям здравоохранения страны по курируемым вопросам; координирует подготовку специалистов по вопросам профпатологии и медицинского обеспечения работников; проводит обследование и лечение больных, экспертизу связи заболевания с профессией в наиболее сложных и конфликтных случаях. Его лицензия и заключения действительны на всей территории РФ.
Российская энциклопедия по охране труда. — М.: НЦ ЭНАС. Под ред. В. К. Варова, И. А. Воробьева, А. Ф. Зубкова, Н. Ф. Измерова. 2007.